«Эта тема не успеет надоесть»

Рунар Халиуллин – со-автор Leggo Skateparks, – о приходе в профессиональный скейтбординг, знакомстве с XSA и о том, как родилась идея мобильных скейт-парков

Как встал на скейт

Мои родители в 1980-х катали на скейте, он тогда был очень популярен, это важно отметить. Проводились крупные чемпионаты и соревнования, культура развивалась, люди интересовались. Поговаривают, кстати, что фильм «Курьер» внес серьезный вклад в его популяризацию. Но то, конечно, был совсем другой скейтбординг — скорее слалом, фристайл.

Мои катались в свое удовольствие, скейт был для них не спортом, а, скорее, хобби. У меня даже есть фотография мамы в свадебном платье на скейте в татарстарстанском Парке Горького. Сейчас, конечно, этим никого не удивишь, играют свадьбы и на серфах, и на сноуборде, и на льду. Тогда же это был нонсенс.

Получается, что я был связан со скейтом еще до своего рождения. Потом у меня был перерыв примерно лет восемь. А после я встал на свой первый советский скейт «Вираж», наверное, многие его вспомнят. У этого бренда существовало несколько моделей. У меня были две и мы с друзьями просто катались на коленках, даже не знаю как объяснить этот стиль нормально. Мы рисовали себе трассы мелом во дворе и пытались пройти их таким способом как можно быстрее.

Потом я переехал на другой район и познакомился с ребятами, которые научили меня катать нормально, на ногах, а еще делать такой «тик-так» — отталкиваться без ноги и за счет динамики и перемещения тела набирать хода на доске.

А еще позже, году, наверное, в 2000-м у меня появился нормальный скейт. Увидел как-то как ребята катались на памятнике и делали трюки, и сильно загорелся. Получается, что на скейте я с 2000-го и по сей день.

Потом был видос, который мы сняли в Москве с местным оператором Александром Худоконем (впоследствии Саша сделал много серьезных культовых фильмов: Imagination, Imagination 2, «Театр Абсурда», и последняя его скейт-работа — «Планета пацанов»). Мы тогда с ним сняли какой-то простой короткий видос «Питер-Москва», в котором ребята из культурной столицы катались в столице официальной. После него меня заметила команда магазина «Баланс». Можно сказать, что в тот момент я стал про-райдером.

Скейтбординг тогда и сейчас

Первое отличие золотой эры скейтбординга 2000-х от настоящего времени, которое пришло мне в голову — это то, что райдеры тогда жили выходом нового видео. Каждый раз это был прорыв, новый уровень. Ты видел какие-то новые трюки, удивлялся: «О, можно еще и так!». И обязательно шел повторять. Сейчас же у нас бесконечный поток роликов во всех социальных сетях. Ценность в таком случае, на мой взгляд, немного стирается.

А еще мы жили знакомствами, социальных сетей еще не было, о спотах на разных районах мы узнавали через сарафанное радио — от родителей, которые где-то там заметили скейтеров у перил, от друзей, даже тех, которые не катались. И на следующий же день мы с другом выдвигались в сторону этих мест. У ребят, которые там обитали, часто были какие-то свои особенности катания, свои фишки и свой стилек. Это была живая коммуникация, другая мотивация, другое мироощущение, обмен. Все тогда хотели стать про-скейтерами.

Туры — еще одна классная тема в скейте, которые безусловно нас формировали. Все эти новые пейзажи, картинки и споты развивали нас и как личностей, и как райдеров заодно. Ждали соревнований, безусловно, на них тоже появлялись новые лица, были приятные призовые. Вот, кстати, раньше контесты устраивали в том числе и крупные бренды, таким способом они популяризировали свой товар в некоторых странах. А дальше уже шли креативные истории и площадки типа Faces&Laces. Но одно из ярчайших воспоминаний тех лет — Snickers Urbania, это два года бесконечного тура, новые города, люди, события.

Заработать на жизнь скейтбордингом, чтобы жить в достатке, тогда было сложно. Это одна из причин, по которой скейтбординг для меня перешел в разряд хобби. Просто потому, что появились другие вещи, приносящие реальные доходы. На самом деле и сегодня можно по пальцам одной или двух рук пересчитать ребят, которые действительно зарабатывают этим делом и не имеют никакого стороннего дохода.

Плюс всегда есть история про то, что хобби, переходящее в работу, рутину и обязаловку — рано или поздно перестает приносить кайф. Мне не хотелось такого. Я стал взрослее, хотел более серьезных денег. При этом мне очень повезло, что я все еще в индустрии, даже после того, как стал кататься гораздо меньше. Мое увлечение и любимое дело трансформировалось в строительство скейт-парков, эмоции, которые я получал от скейтбординга, я получаю сейчас, когда вижу как ребята катаются на спотах, которые мы в XSA построили. Так я частично компенсирую эту тему, плюс катаюсь по фану, чисто для себя.
«На фото моя мама в день свадьбы с папой. 1984 год, город Казань, Парк Горького. Они оба были на скейтах в тот день, довольно необычное решение по тем временам. Сейчас, конечно, таким никого не удивишь. Играют свадьбы и на серфах, и на сноуборде, и на льду. Тогда же это был нонсенс!

Родители были одними из первых, кто катался на скейтах в городе. Но делали они это исключительно в свое удовольствие. Скейт был для них не спортом, а, скорее, хобби. И даже спустя семь лет, в 1987 году, когда я был зачат, они продолжали кататься! Так что, скейтбординг буквально у меня в генах».

// Рунар Х.

Про XSA

Я знал об XSA давно, просто потому что я был и есть в индустрии. Знал, что на юге есть команда с нестандартным подходом к строительству, но глубоко в подробности не вдавался. Пока однажды не приехал в Краснодар по семейным делам. До этого я тоже бывал в городе, мне нравился Краснодар, знал роллера Гришу Усенко, был знаком с ним еще со времен строительства рампы в Парке Горького. Мы встретились, пообщались, поняли, что наши скиллы могут быть полезны друг другу и на следующий день меня пригласили в офис компании, где я познакомился с Костей Тарановым. Мы довольно долго общались и вот я третий год тут.

За это время изменилось многое, даже учитывая то, что прошло всего три года с моего прихода в компанию. Сейчас нас уже около ста человека. У нас много качественной техники, помещений, планов, мероприятий, наград, ноу-хау. Есть вещи, которые мы делали первыми и единственными по сей день. Произошел огромный рост во всем: количество сотрудников, объекты, занимаемые площади, вклад в индустрию.
Фраза, конечно, максимально попсовая, но ведь так и есть. Я убежден, что XSA — компания, задающая вектор в строительстве скейт-парков в стране. Говорю так, как есть, а не потому, что я здесь работаю. Мы — прямое доказательство тому, что лучший продукт не обязательно делается в столицах и крупных городах. Лучший продукт — это дело страсти, дело чести и наша история.
Я, кстати, успел поработать тут чуть ли не во всех отделах, кроме проектирования. Пришел я, конечно, с мыслью, что знаю о скейт-парках примерно все, что ворвусь с полным пониманием и ничего нового в принципе не увижу. Это была серьезная ошибка с моей стороны, мне, наверное, год понадобился, чтобы действительно понять чем занимается компания, что есть XSA.

Первое и одно из самых ценных, что есть у нас — наша репутация. Мы компания, которая строит не просто на топовом уровне, а на супер-топовом. Мы не экономим на материалах и работниках, мы всегда прогрессируем и идем к лучшему результату в рамках своих возможностей.

Важно понимать, что заработок не стоит у нас превыше всего, в этом и есть отличие от других. Классно ведь когда есть свобода выбора, свобода творчества, у нас реально есть все условия для занятия любимыми делами — звукозаписывающая студия, споты для спокойного катания. В XSA нет ограничений в том, что ты хочешь делать.

Это точно лучший коллектив, в котором я когда-либо работал, и в целом один из лучших во Вселенной. Ну серьезно, мне сейчас супер-приятно смотреть на всех наших ребят. Еще один интересный факт — то, что большинство из нас не жило до этого в Краснодаре, все переехали сюда, чтобы трудиться в компании и заодно кайфовать. Это ценная история, которая что-то говорит о нас.

Про Leggo Skateparks

Leggo — это вообще отдельная тема, достойная долгого разговора.

Нам захотелось дать аудитории недорогой, функциональный и качественный продукт, из которого можно создать полноценный стритовый конфиг. Я, например, больше всего кайфую от идеального флэта и фигур на нем: грани, перила, трамплины. Это лучший скейт-парк для меня.

Такая концепция и легла в основу мобильных фигур для создания скейт-площадок Leggo — это относительно бюджетное решение, на которое буквально можно скинуться с такими же заинтересованными как и ты. И с удовольствием катать хоть вечность.

Почему говорю про вечность службы? Потому что в работе над фигурами мы используем максимально хорошую и качественную связку — бетон и металл — которая дает суперпрочность и устойчивость.

Ну и еще один ключевой момент – креативность. Вы сами можете собрать свой спот — менять фигуры местами, соединять, расставлять, придумывать все новые и новые конфигурации. Эта тема не успеет надоесть. Вечность тут не только в функциональности фигур, но и в разных сценариях катания. Получились такая игрушка для райдеров.

Ничего подобного в нашей стране еще не делали. Тем более на таком уровне, на котором это сделали мы. И она имеет право на жизнь, количество запросов на Leggo-парки это подтверждает.
LEGGO уже |

Хотите, мы поставим скейт-конструктор в вашем городе?